Гонщик из Москвы Владимир Мельников смог стать одним из главных героев нижегородского этапа РСКГ, хотя ни разу не поднялся на подиум.
Владимир Мельников – наглядная демонстрация преимуществ профессии автомобильного журналиста. Сегодня он тестирует ралли-рейдовый MINI в пустыне, а через неделю на кольцевой трассе садится за руль BMW категории GT. В прошлом году москвич провел полный сезон в Кубке Lada Granta, а в этом регулярно стартует на этапах раллийного Кубка VW Polo…
От журналиста в принципе не требуется быстро ездить, но Мельникова об этом, видимо, забыли предупредить. На очередном этапе РСКГ в Нижнем Новгороде он за рулем немолодого Ford Fiesta без особого пиетета вмешался в борьбу опытных кольцевиков – и чуть было не вышел из нее победителем. Подвел затроивший двигатель. Но, рассказывая о своём выступлении, Владимир говорил о машине в комплементарном тоне…
— Fiesta – очень послушная и понятная машина. Прошлый сезон я провёл за рулем Lada Granta, автомобиля более норовистого, – и за счёт турбомотора, на который нужно делать скидку при работе с газом, и из-за усилий, которые надо прикладывать – в частности, переключение передач происходит отнюдь не легко и непринуждённо, рычагом надо ворочать с силой. Одним словом, Fiesta отлично подходит для начинающего гонщика: можно не заморачиваться особенностями машины, сконцентрироваться полностью на свой езде, своих ошибках и способах их исправления…
— Кстати, о езде начинающего гонщика. Вы не так много ездили в кольце, но сразу показали себя весьма быстрым пилотом. Откуда взялась эта скорость?
— Из книжек. Я рано стал задумываться о физике процесса, о том, как едет автомобиль, почему он именно так поворачивает, что влияет на скорость прохождения поворотов. Главным источником знаний стали знакомые многим книги профессора Цыганкова. Никто меня персонально не тренирует, ни в какие гоночные школы я не ходил – даже в обычной автошколе лекций не слушал, а экзамен сдал экстерном…
— Вы чувствуете себя на трассе на сто процентов уверенно или какие-то элементы ещё надо подтягивать?
— Во время гонки проблем нет. В самом начале выступлений казалось, что самый сложный элемент – это старт, но оказалось, что не так уж он и страшен. Наоборот, мне доставляет удовольствие езда в толпе, борьба с соперниками. А вот в квалификации есть определенные проблемы. У шины ведь есть свой пик формы, на котором она держится очень недолго. Профессиональный гонщик выезжает из боксов, прогревает шины, доводит их до кондиции, выкладывается на максимум в течение одного-двух кругов – и в принципе, можно ехать в боксы: покрышки уже прошли пик формы, и время на круге, скорее всего, дальше будет только падать. У меня же не получается «снять шину» — у меня в самом начале квалификации времена так себе, потом начинают улучшаться. Получается, что когда шина на пике формы – я ещё раскачиваюсь, когда я на пике – шина уже «сникла».
— Свою уверенность при езде в толпе вы ярко продемонстрировали в первом заезде. Перед вами ехал один очень опытный гонщик, Борис Шульмейстер, а сзади накатывал ещё один опытный спортсмен – Андрей Севастьянов. И вы в этой ситуации не только сохранили позицию, но и опередили Бориса…
— Мне там помог круговой, которого Шульмейстеру пришлось объезжать. Может быть, из-за него Борис чуть раньше замедлился перед поворотом, может быть, выход из поворота получился у него не самым идеальным… Плюс надо отметить, что Борис в момент обгона не стал жестко перекрывать мне траекторию, выдавливать с трассы. В целом же я чувствовал уверенно, потому что не гнался за Борисом на ушах, из последних сил, а стабильно был быстрее его. Было на трассе несколько участков, где я заметно его догонял.
Владимир Мельников (№10) выступал на Ford Fiesta, подготовленной командой G-Energy Зенит Моторспорт
— Кстати, как вы относитесь к «Нижегородскому кольцу»? Нравится эта трасса?
— Одна из любимых, если не самая любимая. Здесь нет длинных прямых, а покрытие достаточно скользкое – значит, скорость не так сильно зависит от мощности мотора, всё решает мастерство водителя. Один важный минус – проблемы с дренажом, которые становятся очевидны при мокрой погоде…
— Второй заезд как раз проходил под дождем: сначала было несколько кругов за автомобилем безопасности, потом буквально пара боевых кругов, несколько аварий – и снова выезд сейфти-кара, который водил пелотон до финишного флага. Не слишком же осторожничали судьи? Действительно ли воды на трассе было так много, что полноценной езды и борьбы все равно не вышло бы?
— Тут дело в шинах. В одном заезде участвуют два класса. На машинах моего класса стояли специальные дождевые покрышки. С ними на мокром асфальте можно чувствовать себя уверенно. В лужах и они не помогут, но лужи можно и объехать. А вот на машинах класса «Национальный» стоят универсальные шины, которые на мокрой трассе не работают вообще. Думаю, судьи именно из-за этого так активно использовали автомобиль безопасности.
— Удалось ли поработать с настройками автомобиля?
— Да, мне повезло с командой – в частности, с опытным инженером было приятно работать. Поначалу машина так и норовила съехать с траектории в медленных поворотах, передние шины то и дело скользили. Сделали подвеску помягче – и этот неприятный эффект исчез. Для меня было открытием, что машина может быть быстрой и одновременно комфортной — я привык думать, что чем быстрее машина, тем она норовистее, неудобнее. Вдобавок удалось полноценно поработать с давлением в шинах: команда регулярно измеряла температуру асфальта и температуру резины, что делают далеко не все на российском кольце.
— Кого из пилотов российского кольца вы могли бы выделить?
— В прошлом сезоне освоиться за рулём «Гранты» мне сильно помог Владимир Шешенин. Его выделяет определённая интеллигентность на трассе. Считается, что в «кузовах» без контактной борьбы не обойтись, и некоторые гонщики не чураются толчков и пинков, регулярно ездят на грани фола. Владимир же едет чисто и аккуратно, без контактов. Он говорит, что «обгон должен быть чистым».
— Благодаря своей работе вы ездили на многих гоночных машинах. Какая из них запомнилась больше всего?
— MINI, на котором выступают в ралли-рейдах. Подкупает вседозволенность, когда ты можешь ехать, буквально не разбирая дороги. Нет какой-то захватывающей динамики, но тот факт, что машина «съедает» кажущиеся убойными препятствия, впечатляет. Даже на ралли гонщик все-таки привязан к дороге: здесь будем тормозить, здесь – скользить. А за рулём ралли-рейдовой машины тебе почти везде дорога.
— Кстати, вы достаточно часто выступаете на ралли. Что больше нравится и где выступать сложнее – на ралли или в кольце?
— Ралли интереснее в силу того, что каждый этап непохож на другой, каждая гонка – своя мини-история, новое приключение. А на кольце сложнее, потому что здесь надо все крохи подбирать, чтобы ехать на уровне лидеров. В ралли я еду весьма быстро – и при этом понимаю, что есть какой-то запас, что при необходимости могу прибавить. На кольце вроде все соки из себя выжал, выложился по максимуму – а тут вдруг соперники ни с того ни с сего едут сразу на секунду с круга быстрее тебя.
Источник: Чемпионат.com