Чемпион России в классе Туринг Алексей Дудукало и обладатель Кубка России в классе Супер-продакшн Максим Чернев – о триумфах и поражениях в минувшем сезоне.
2015 год стал очередной ступенью в развитии самых быстрых классов Российской серии кольцевых гонок. Если раньше зачет Туринг развивался параллельно с аналогичной категорией в мировом автоспорте, то сейчас техника чемпионата мира FIA WTCC стала настолько дорогой и сложной, что даже в Кубке Европы FIA ETCC таких машин не найти – как и в российском кольце, там встречаются машины старой подготовки TC2 (либо чуть более современные TC2T). Но и они постепенно сдают позиции более современным, быстрым и при этом доступным машинам новейшей категории TCR – эта международная серия дебютировала в нынешнем году и получила поддержку в разных национальных первенствах. СМП РСКГ стала одной из первых серий, где с радостью приняли новые SEAT Leon: три таких автомобиля, заявленных в зачет Туринг, продемонстрировали скорость, безотказность и высокую надежность, оттеснив бывалые BMW 320 и позволив своим пилотам занять первые три места по итогам сезона. Аналогичная картина и в пресловутом Кубке Европы FIA ETCC, где такие машины из зачета Single Make Trophy оказались быстрее чисто туринговых болидов, и в итальянском чемпионате по кольцевым гонкам. Очевидно, что за подобной техникой будущее национального автоспорта, и самый быстрый и престижный класс Туринг будет активно наполняться этими автомобилями.
- Мы с начала года, то есть с появления TCR International Series, поддержали эту концепцию, - подчеркивает руководитель СМП РСКГ Олег ПЕТРИКОВ. – За дебютный сезон стало понятно, что эти автомобили (а их немало, на мировой арене мы видели модели от SEAT, Honda, Volkswagen, Audi, Opel, Ford, Subaru – и ждем новых) – отличный вариант для развития национального Туринга. На недавней встрече в Бельгии у наших пилотов была возможность протестировать машины TCR, а цена на них оказалась весьма привлекательной – отъездивший один сезон SEAT Leon стоит 43 000 евро, что по меркам самого престижного класса Туринг, куда он попадет в России, совсем немного. И уже есть желающие пополнить его ряды в следующем году, так что техническое обновление класса идет верным путем, приводя к его насыщению.
Зачет Супер-продакшн изначально принимал туринговые машины старых поколений. Однако в нашей стране из-за возникающих и пропадающих классов со временем превратился в уникальный по техническому многообразию проект. Тут ездят 2-литровые атмосферные Honda Civic, 1600-кубовые турбированные LADA Granta из уже несуществующего монокубка и Subaru BRZ с 2-литровым наддувным двигателем – причем если Гранты имеют с серийными машинами крайне мало общего, то Subaru, напротив, от дорожной версии отличается разве что наличием турбины низкого давления. Олег Петриков считает, что при таком многообразии конструкций нельзя жестко ограничить доступ в класс – ездить могут разные машины, но они должны предоставлять пилотам равные возможности. Для этого Российская автомобильная федерация (РАФ) провела большую работу, с помощью ограничений по мощности и массе приведя Honda, LADA и Subaru к схожим показателям. По скорости эти автомобили уступают машинам класса Туринг, однако являются хорошей ступенькой для перехода в топовый класс российского кольца.
Алексей ДУДУКАЛО, чемпион России в классе Туринг:
Когда выходишь на старт, планируешь победить, иначе гонки не имеют смысла.
В этом году в российском Туринге мы впервые попробовали технику категории TCR. По сравнению с LADA Granta, на которой я выступал раньше, эти автомобили проще и надежнее, при этом они очень быстры. Да, здесь чуть меньше возможностей для работы с настройками, чем у машин категории TC2T, но для национального чемпионата это не критично. Куда важнее, что ты получаешь удовольствие от пилотирования, а не тратишь время на устранение технических неисправностей сложной и капризной техники. Вообще концепция TCR предоставляет отличную лестницу для пилота: сначала ты ездишь в национальном чемпионате, потом садишься на аналогичную машину в Европе, затем идешь в TCR International Series. А чемпионат FIA WTCC стал настолько космическим, что его болиды будут радикально отличаться от всего, на чем пилот ездил раньше. Не говоря уж о бюджете.
10 лет назад мне доводилось побеждать за рулем Honda Civic, которые сейчас едут в зачете Супер-продакшн – по сравнению с ними SEAT Leon из Туринга, конечно, на голову выше. Он тоже достаточно простой, но возможностей пилоту продемонстрировать свою скорость дает гораздо больше. За машинами TCR большое будущее, и в этом сезоне было приятно, когда ко мне подходили ребята из любительских серий и интересовались нюансами перед покупкой таких машин. Я очень жду, что в будущем году в нашем Туринге появятся еще несколько участников на автомобилях подготовки TCR – чем сильнее чемпионат, тем интереснее в нем участвовать. В нашей команде уже есть три SEAT Leon, все они поедут в следующем сезоне, вдобавок мы готовы оказать сопровождение и поддержку еще одному клиенту со своей машиной.
В этом году довелось проехать не только все этапы Российской серии кольцевых гонок, но и один уикенд TCR International Series в Сочи. Тогда нам пришлось столкнуться с разницей в настройках подвески, в тормозах, в топливе – и мне не удалось показать тот результат, на который я рассчитывал. Поэтому, когда в 2016 году к нам в Смоленск приедут участники TCR European Trophy, я считаю правильным, если все они будут выступать на машинах, соответствующих требованиям нашего чемпионата. И точно так же машины должны соответствовать требованиям любой другой принимающей стороны на других этапах Трофея Европы.
Максим ЧЕРНЕВ, обладатель Кубка России в классе Супер-продакшн:
Сезон был отнюдь не беспроблемным. Во-первых, было тяжело ехать по мокрой трассе. В теории заднеприводная машина может очень быстро ехать по мокрому асфальту – но, в отличие от техники класса Туринг, моя Subaru BRZ RCRS достаточно простая, все ограничивается работой с пружинами, амортизаторами и стабилизаторами. В итоге по сравнению с переднеприводными машинами моя менее стабильна, и нажимать на газ на выходе из поворотов приходится позже.
Второй неприятный момент – чересчур агрессивная борьба со стороны соперников. Время от времени моих «обидчиков» судьи наказывали, аннулируя их результаты, но мне от этого было не особо легче, так как я терял ценные очки.
Запомнились три обидные ошибки. Две – это аварии: когда в летней Казани меня выпихнул с трассы Лев Толкачев и когда в летнем же Смоленске мы с двумя Грантами втроем пытались въехать в поворот, где и для двоих места нет. В обоих случаях я не был виновником инцидента, но все-таки опытный гонщик должен тщательнее просчитывать ситуацию и предвидеть такие вещи. А третья ошибка – когда на последнем этапе наш квалификационный результат аннулировали за недовес. Заправили машины исходя из определенного количества кругов – но сразу показать лучший результат у меня не получилось, я остался на трассе, сделал еще несколько кругов… Азарт заставил и меня, и моих инженеров позабыть, что так много топлива мы тратить не рассчитывали.
Но автомобилем я очень доволен. Пожалуй, только в этом году мы, по-другому подойдя к концепции поведения автомобиля, нашли по-настоящему быстрые настройки. Это во многом связано с появлением двух новых инженеров. Один из них на этапах СМП РСКГ почти не присутствовал и держал с нами связь по телефону – но даже дистанционно подсказывал нам верные решения. Нам самим порой эти решения поначалу не казались правильными, но в итоге оказывалось, что скорость действительно выросла.
Планы на следующий сезон Российской серии кольцевых гонок под вопросом. Надеюсь, что программа продолжится. Я хотел бы новыми победами отблагодарить за предоставленный шанс и Subaru, и всех сотрудников команды. Эта победа – по-настоящему командная, в ней труд многих людей, включая тех, кто никогда не приезжал на гонки. И даже тех, кто выступает за другие команды! Владимир Шешенин – мой близкий друг уже на протяжении многих лет – в трудные моменты был рядом и старался помочь. И даже в ситуациях, где я был в себе уверен, его поддержка делала меня еще более уверенным и спокойным.